,
Устройство и особенности гелевого аккумулятора

Устройство и особенности гелевого аккумулятора


Не так давно в продаже появились новые источники питания – гелевые аккумуляторы. Они отличаются от обычных батарей тем, что действующее вещество внутри находится не в жидком состоянии, а в виде густого желе. Такие источники энергии хорошо подходят для самых разных устройств: мотоциклов, квадроциклов, скутеров, солнечных батарей, котлов.

Гелевые аккумуляторы стали популярными по нескольким причинам. В первую очередь – из-за того, что при движении электролит не растекается, а сохраняет свою форму. А еще их ресурс составляет не менее тысячи циклов зарядки, батареи не разряжаются на сильном морозе.

Устройство гелевых аккумуляторов

Принцип работы и внутренняя структура гелевого источника питания не особо отличаются от стандартных автомобильных АКБ. У свинцово-кислотного аккумулятора внутри находится электролит – раствор серной кислоты. Устройство преобразует в электричество энергию химической реакции.

В гелевых батареях в раствор серной кислоты добавляется диоксид кремния. За счет этого она приобретает желеобразную структуру и внешне напоминает гель. Кроме электролита, гелевый аккумулятор состоит из:

  • блоков пластин;
  • решеток;
  • клемм;
  • корпуса.

Пластины и решетки устанавливаются для положительного и отрицательного электродов отдельно. Между ними есть сепараторная перегородка из стекловолокна. Она отделяет полюса друг от друга и не дает гелю растекаться.

Преимущества гелевых аккумуляторов

Пожалуй, наиболее полезная особенность гелевиков – им не так страшны повреждения корпуса. Если у кислотной автобатареи на корпусе появится хотя бы небольшая трещина, начнется утечка активного вещества. Кислота может испортить окружающие детали. Да и аккумулятор придется сразу же менять.

У гелевых источников питания такой проблемы нет из-за того, что электролит не жидкий, а пастообразный. Из-за такого состояния активного вещества и нет проблем с газоотводом, поэтому необязательно следить за чистотой отверстий.

Кроме этого, к достоинствам гелевых батарей можно отнести:

  • емкость батареи не меняется в разных условиях – на сильном морозе она уменьшится максимум на 19%;
  • источник питания долго сохраняет свой заряд, даже если не используется – его можно надолго оставлять без подзарядки;
  • нет риска того, что пластины осыпятся, как в обычном кислотном аккумуляторе;
  • увеличенный ресурс источника питания – у гелевика срок жизни выше в 3-4 раза по сравнению со стандартной батареей, и он выдерживает около 1 000 циклов зарядки;
  • высокий показатель пускового тока – благодаря этому можно без проблем запустить мотор даже при очень низкой температуре.

Кроме этого, гелевые аккумуляторы сохраняют свою работоспособность в любом положении, тогда как свинцово-кислотные варианты могут прекращать работать на сильных спусках-подъемах, а также при нестандартной позиции авто.

Недостатки гелевых источников энергии

Несмотря на очевидные преимущества перед обычными батареями, у гелевых аккумуляторов есть и свои недостатки:

  • высокая чувствительность к параметрам зарядки и колебаниям тока в сети;
  • специальное зарядное устройство подходит не для каждого автомобиля;
  • необходимость постоянно контролировать уровень заряда, что не так важно в случае со стандартными АКБ;
  • ни в коем случае нельзя допускать избыточной зарядки гелевой батареи – она может просто взорваться;
  • необходимость покупать и дополнительно устанавливать особый переходник, если до этого на авто стоял кислотный аккумулятор;
  • высокая цена устройства – стоимость таких источников питания в несколько раз выше, чем у обычных автомобильных батарей.

Есть также и несколько других нюансов. Например, несмотря на то, что емкость гелевика не так сильно понижается при отрицательной температуре, долгое воздействие мороза не идет ему на пользу. Такие аккумуляторы не предназначены для долгой и суровой зимы, их нужно специально утеплять, иначе они быстро выходят из строя.

На ресурсе батареи сказывается и общее состояние электроники авто. Если реле работает некорректно и наблюдаются резкие скачки напряжения в системе, это повлечет за собой быстрое окисление пластин. Напряжение не должно превышать 12 В, иначе превращенный в гель электролит утратит свои свойства, и нужно будет менять АКБ.

Зарядное устройство для гелевого аккумулятора

Обычная автомобильная зарядка для гелевых батарей не подходит – сгущенный электролит очень чувствителен к параметрам тока. Поэтому необходимо зарядное устройство, которое позволяет точно регулировать силу тока и напряжение, подаваемое на клеммы аккумулятора. При попытке зарядить такую батарею обычной зарядкой можно ее повредить.

Правильное зарядное устройство – важный фактор, если вы хотите пользоваться гелевым источником питания как можно дольше. Оно важно не только для продления ресурса батареи, но и для безопасности водителя – от неправильной зарядки гелевик может взорваться. Поэтому не стоит рисковать, лучше сразу купить нужное приспособление.

Заряжаем гелевый аккумулятор правильно

Независимо от того, какой автомобильный аккумулятор вы купите – гелевый или обычный кислотный, его придется заряжать. Чтобы правильно зарядить именно гелевую батарею, нужно соблюдать определенную последовательность действий:

  • Сначала выкрутите пробки с блоков пластин (банок) элемента питания.
  • На зарядном устройстве для гелевых батарей выставьте параметры нужные напряжения (не больше 12 В) и нулевой ток.
  • Затем подключайте клеммы зарядки к клеммам аккумулятора, обязательно проверяя, правильно ли выставлена полярность – если перепутать полюса, может произойти замыкание.
  • Теперь устанавливаем параметры силы тока.
  • Среднее время зарядки батареи – от 12 до 15 часов. В это время нежелательно отлучаться, нужно постоянно контролировать показатели тока и напряжения. Если они начнут резко меняться, следует сразу прекратить зарядку, отключив устройство.

Зарядка гелевого аккумулятора не такая простая, как у обычных кислотных АКБ. Чтобы увеличить сроки эксплуатации, рекомендуется заряжать батарею, постепенно понижая силу тока. Параллельно с этим нужно следить за напряжением, чтобы она не превышало допустимые параметры. В таком режиме устройство будет заряжаться гораздо дольше – до суток.

Чтобы не сидеть целый день над аккумулятором, можно купить специальное устройство, контролирующее параметры зарядки: силу тока и напряжение. Если они выйдут за рамки установленных настроек, зарядное устройство само отключится. Это наиболее безопасный и простой вариант зарядки – достаточно все подключить и только иногда проверять состояние АКБ.

Кроме этого, существуют и специальные зарядные устройства, которые не только работают, как предохранитель, прекращая подачу тока, если напряжение скачет, но и могут самостоятельно изменять параметры зарядки во время работы. Им можно задать, через какие промежутки времени нужно понизить силу тока, чтобы зарядить батарею оптимально.

Также есть модели, компенсирующие при зарядке температуру окружающей среды. Их можно использовать и для восстановления гелевиков.

Заключение

Гелевые аккумуляторы – отличная альтернатива кислотным автомобильным батареям. Они более надежные и безопасные, могут работать в разных условиях, долго держат заряд и служат в 3-4 раза дольше. Но такие модели более чувствительны к параметрам тока, да и стоят дороже стандартных АКБ.

Сложности с правильной зарядкой решаются покупкой специальных устройств, которые сами отслеживают напряжение и силу тока. Но установить такую батарею можно не в любое авто – модель должна содержать хорошую электронику, не допускающую резких скачков напряжения. В этом случае стоимость гелевика компенсируется долгим сроком его службы.

Цены на прием аккумуляторов

  Доставка на склад Самовывоз
  до 100 кг от 100 кг от 1 т от 50 кг от 1 т
АКБ в полипропиленовом и полиэтиленовом корпусе 45 руб. 50 + руб. 55 + руб. 40 руб./кг договорная
АКБ в эбонитовом корпусе и геловые (источник беспере-бойного питания UPS) 40 руб. 48 + руб. 50 + руб. 40 руб./кг договорная
Щелочные типа ТНЖ,ВНЖ,НК и др. 20 руб. 25 руб. 21 руб. договорная договорная
Лом свинца (балансировочные грузики, оболочка, самосплав) 50-90 руб 60-95 руб. 60-95 руб 50-90 руб./кг договорная
Гелевые 30 40
От телефона 30 40
От ноутбука 30 40
От инструментов 30 40
Power Bank 30 40
От квадрокоптеров 30 40
Другие статьи:
Срок службы автомобильных аккумуляторов
Куда сдать ИБП на утилизацию?
Как устроен аккумулятор автомобиля
Как восстановить автомобильный аккумулятор: действенные способы

Возникли вопросы?

Ваше имя*
Ваш E-mail*
Ваш Телефон*
Сообщение*
загрузка карты...